10, Июнь 2016

Программный код доступа к клиенту

B условиях кризиса клиенты IT-консультантов предпочитают заказывать решения, которые могут дать быстрый экономический эффект. Сами IT-компании также вынуждены в первую очередь обращать внимание на вопросы эффективности — в условиях жесткой ценовой конкуренции для них это становится вопросом выживания.


Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Кризис сказался наIT-консультантах неравномерно— при общем снижении интереса ких услугам отдельные сегменты рынка демонстрировали рост, аряд компаний смогли извлечь преимущества изсложившейся ситуации.

Если говорить оклиентском спросе, больше других пострадали сегменты, связанные среализацией новых долгосрочных проектов. «Компании неспешат реализовывать инвестпроекты, ккоторым зачастую относятся иIT-проекты,— рассказывает президент КГ«Борлас» Алексей Ананьин.— Планы переносятся, новые внедрения урезаются помасштабу ифункционалу, используются решения более простого уровня икласса».

Компании активно сокращают IT-бюджеты, особенно сильно режут затраты напокупку оборудования илицензий назарубежное программное обеспечение, так как именно эти сегменты впервую очередь зависят отвалютного курса, говорит управляющий партнер компании ATConsulting Сергей Шилов. «Обслуживание исовершенствование IT-систем, которые оказывают непосредственное влияние набизнес-процессы компании-заказчика, остаются актуальными, как ипрежде, нои наэто компании сейчас готовы тратить меньше. Аиз-за курса наимпортозамещение все больше решений разрабатывается насвободном программном обеспечении, которое сегодня вбольшинстве случаев способно заменить западное ПО»,— считает эксперт.

Новые правила игры порождают активный передел рынка. «Основная тенденция нарынке IT-консалтинга— укрупнение игроков,— говорит генеральный директор «Консист Бизнес Групп» Павел Горянский.— Когда вэкономике сложная ситуация, перестройка—я, кстати, несчитаюто, что сейчас происходит, каким-то кризисом— это новые реалии, новая жизнь, нужно кним приспособиться. Неу всех это получается, иэто толкает рынок ктому, чтобы онконсолидировался,— наиболее эффективные компании поглощают бизнес менее эффективных».

Снижение платежеспособного спроса порождает ужесточение конкуренции заклиентаи, как следствие, падение цен науслуги консультантов. «Спрос науслуги можно охарактеризовать как стабильный, требования ккачеству услуг повышаются, нов целях максимальной экономии бюджетов заказчики занимают жесткую переговорную позицию поценам,— отмечает Сергей Шилов.— Из-за этого конкуренция между IT-компаниями побольшому счету перешла вценовую плоскость: работы меньше нестановится, ноделать ееприходится заменьшие деньги».

Отмечают участники рынка ислучаи откровенного демпинга, правда, весьма специфического— связанного скорее снедочетами ворганизации конкурсов, нежели среальной готовностью участников рынка выполнять работы позаниженным расценкам. «В конкурсах, где нечетко сформулированы какие-либо параметры, недо конца проработана документация, принимает участие огромное количество компаний, которые никто незнает икоторые отчаянно демпингуют,— рассказывает Павел Горянский.— Бывали случаи снижения цены внесколько раз отпервоначальной. Впоследнее время был ряд таких конкурсов, которые заказчики приостановили или отменили— уних такое право есть позакону. Иих можно понять: очевидно, что такие предложения практически гарантируют некачественное исполнение контракта».

Наиболее востребованные направления нарынке связаны споддержкой бизнес-процессов иповышением эффективности вкраткосрочной перспективе. «Замораживать действительно нужные проекты добесконечности тоже нельзя,— говорит Алексей Ананьин.— Поэтому мыотмечаем рост объемов услуг подоработке, миграции, развитию информационных систем, реинжинирингу отдельных бизнес-процессов. Это операционный итехнологический консалтинг, связанный сулучшением существующей IT-инфраструктуры иподдержкой текущей деятельности. Развитие этих сегментов серьезно поддержало рынок».

Напервый план узаказчиков выходит повышение эффективности бизнеса, считает Сергей Шилов: «Компании стараются выжать максимум изоборудования, закупленного ранее, ичисло заказов напроведение оценки текущего состояния IT-систем иразработку возможных путей ихмаксимальной оптимизации растет».

Требования ксамим заказам также меняются. «Конкурсы все больше укрупняются,— говорит Павел Горянский.— Посути, заказчики часто хотят водин конкурс загнать все контракты». Они минимизируют свои усилия сточки зрения процедур, хотят иметь одного подрядчика, который отвечает зарезультат. Это позволяет получить скидки иминимизировать издержки, уточняет эксперт.

Источник